Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № № 5 (924)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
658 0 (Комментариев)

Генрих Осипович Графтио: страницы жизни. Жена, друг и личный секретарь

К 150-летию со дня рождения Г.О. Графтио,
Главного инженера Волховской ГЭС

(Продолжаем рассказывать о судьбе Генриха Осиповича Графтио. Начало можно прочитать на нашем чайте: Часть 1Часть 2Часть 3, Часть 4)

Жена, друг и личный секретарь

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.
Е. Евтушенко.

Любовь женщины –
лучший рецепт силы
и успешности мужчины!

Часть первая. Гимназистка Антонина Графтио

В жизни каждого мужчины особое место принадлежит женщине. И чем большего в жизни добивается мужчина, тем пристальнее мы всматриваемся в облик женщины, находящейся рядом с ним.

Кто же всю жизнь прошёл рядом с Генрихом Осиповичем Графтио? Кто вдохновлял его на свершения и кому посвящал он свои достижения? Кто делил с ним радость побед и горечь жизненных поражений? Кто прикрывал и согревал его в трудную минуту? Кто защищал тыл в периоды невероятного накала борьбы? К кому он спешил после долгих командировок? Кого он страстно любил, о ком нежно заботился? Кто посвятил ему всю свою жизнь без остатка?

Этим человеком была Антонина Адамовна – жена, друг и личный секретарь Генриха Осиповича Графтио.

Давно хотелось побывать у могилы Г.О. Графтио. Но всё как-то не складывалось. Отвлекала мирская суета, повседневные заботы. А главное – казалось, что на Большеохтинском кладбище не удастся найти место его захоронения. Но жизнь распорядилась по-иному.

В одном из государственных архивов Санкт-Петербурга неожиданно обнаружил личное дело Антонины Адамовны Графтио. Выяснились многие подробности из её пока ещё нераскрытой биографии, а также – точный день рождения. Родилась статья. Но не хватало одного факта – даты ухода из жизни. Выяснить это предстояло при посещении кладбища.

Предварительно проанализировав мартирологи, в октябре 1997 года решился.

Наступил день поездки. Утро выдалось хмурым, дождливым, холодным. В электричке сыро, промозгло и неуютно. Всю дорогу до Петербурга сопровождал мелкий нудный дождь. Но при въезде в город вдруг выглянуло солнце. Появилась радуга. Засверкал купол маленькой церкви у Московского вокзала. Это был добрый знак. Появилась неосознанное чувство, что сегодня всё получится.

Весь этот день был соткан из предчувствий, знаков, символов. В справочном бюро женщина наотрез отказалась брать деньги, узнав, куда добираюсь. Дачники в трамвае ехали как раз до нужного места. Даже поездка на трамвае была символична. В этом году исполнилось 90 лет со дня начала регулярного трамвайного движения в Петербурге.

Генрих Осипович Графтио не только сам принимал участие в организации трамвайного движения, но и был вагоновожатым при открытии первой линии трамвая 16 сентября 1907 г.

Трамвай шёл по чисто вымытым дождём улицам. Солнце, озорно играя лучами, отражалось в приветливой невской воде. Показались купола Троицкого собора. Искрилась волна под мостом Александра Невского. Радужным цветом вспыхивали капли на листьях деревьев.

Вот и Большеохтинское кладбище. У входа расположился небольшой рынок, где можно купить цветы и венки. Слева от центрального входа часовенка, а справа – небольшая уютная Никольская церковь. Интуитивно прохожу прямо по Смоленской дорожке. Кладбище ухоженное. Как ни странно для первого посещения, но памятник Г.О. Графтио нашёл довольно быстро.

Чёрная гранитная стела возвышалась справа посреди полянки, окружённая берёзами, липами и дубами. Ещё не подозревая, что это могила Г.О. Графтио, подхожу. За невысокой оградкой возвышаются три надгробные плиты. Надпись на стеле невозможно прочесть, так как она густо покрыта зелёным мхом. Но на старых повреждённых фотографиях узнаю портрет Генриха Осиповича, силуэты Волховской и Нижнесвирской ГЭС. Слева от стелы небольшая гранитная плита. Догадываюсь, что здесь покоится Антонина Адамовна.

Но чей же третий памятник? Считается, что у супругов Графтио не осталось ни детей, ни родных. Оказалось, это могила ученика Г.О. Графтио Владимира Николаевича Шевцова (1894 – 1966), инженера-электрика, профессора ЛЭТИ. Он был верен своему Учителю всю жизнь. Вместе с М.И. Смирновым написал памятную книгу о Генрихе Осиповиче.

Имея богатый архив, он передал 7 января 1959 г. в архив Академии Наук 65 упаковок архивных документов для фонда Г.О. Графтио. И теперь они вместе – Учитель и его Ученик!

Положив цветы, пытаюсь прочесть надписи. Надгробные памятники и эпитафии о многом могут рассказать. Они являются не только своеобразной частью жизненного пространства общества, характеризующей уровень духовной жизни человека, но и специфическим вторичным источником в изучении биографии личности.

Перед смертью мы все одинаково беззащитны, одинаково равны. Справедливо писал А.И. Никольский в 1932 г.: «Смерть – как нивелир – сглаживает все различия: и денежные, и умственные, и сословные». Однако остаются родственники, друзья, которые по-своему решают судьбу места погребения. Кроме того, часто общество бесцеремонно вторгается в последнее прибежище усопших.

Например, Большеохтинское кладбище в конце 1970-х гг. широкой полосой разделил проспект Энергетиков. Можно только предположить, сколько захоронений было уничтожено. Некоторые дорожки кладбища были покрыты старинными надгробными плитами.

Несмотря на то, что заботливые родственники Шевцовых посадили цветы и подкрасили ограду, содержать памятники супругам Графтио, видимо, не хватает сил. Сделал веник и вымел опавшую листву, очистил от мха и промыл памятники. Теперь можно было их внимательно рассмотреть.

Самый большой из них – чёрная гранитная стела высотой около двух метров. В верхней её части расположены фотографии и памятные надписи. На фронтальной стороне, в самом верху – надпись: «АКАДЕМИК ГЕНРИХ ОСИПОВИЧ ГРАФТИО». Ниже, по центру стелы – портрет Г.О. Графтио в зрелые годы (изображён в традиционном пиджаке с депутатским значком на левом лацкане и ручкой в левом нагрудном кармане) и года жизни (1869 – 1949). Ещё ниже – изображение Волховской (1919 –1926) и Нижнесвирской (1928 –1934) ГЭС.

На левой боковой стороне стелы должны быть две фотографии. Верхняя не сохранилась. Но по годам (1932 – 1949) можно сделать вывод, что здесь находилась ранее фотография Академии наук. Ниже – изображение Электротехнического института (1907 –1922; 1944 –1949).

На задней, необработанной стороне стелы обнаружил фотографии петербургского трамвая (1905 –1909). Заканчивается нижняя часть памятника надписью на фронтальной стороне: «Моему незабвенному мужу, другу и наставнику…».

На маленьком скромном розовом мраморном надгробии начертано: «ГРАФТИО АНТОНИНА АДАМОВНА. 1872 –1957». А чуть ниже – надпись-завещание, продуманное ещё при жизни любящей женщиной и выполненное друзьями: «НАКОНЕЦ-ТО МЫ РЯДОМ…». Так кто же она, пока ещё не очень известная женщина, пронёсшая любовь к Генриху Осиповичу Графтио через всю нелёгкую жизнь? Попытаемся всмотреться в её облик и дать пока самую общую её характеристику.

Антонина Адамовна Графтио (урождённая Малечинская) родилась 1 октября 1872 г. в Санкт-Петербурге. Окончила в 1889 г. частную женскую гимназию княгини А.А. Оболенской. В 1889 г. она сдала экзамены при Петербургском учебном округе на звание учительницы математики. А в 1896 г. окончила бухгалтерские курсы Ф.В. Езерского.

Интересно как училась жена, друг и личный секретарь Г.О. Графтио – Антонина Графтио? На эти вопросы решил найти ответ жарким летом 1997 года.

В летние месяцы в петербургских архивах наблюдался исследовательский бум. Несмотря на то, что обычно выезжал первой электричкой в 5.00 и добирался до архива к 8.00, в очереди был лишь 30-м. А впускали в читальный зал только по 20 исследователей. Таким образом, к рабочему столу попадал примерно к полудню. Однако преодоление трудностей вознаграждалось найденными новыми архивными первоисточниками.

Мы предоставляем вам возможность первыми ознакомиться с документами, введёнными в научный оборот ещё в далёкие 90-е годы ХХ века.

Изучение первоисточника позволяет, окунувшись в историческое прошлое, познать несказанную радость первооткрывателя. Ты задаёшь вопросы архивному документу, находишь ответы, а не найдя ответа, задаёшь себе новые вопросы и ищешь другие первоисточники, т.е. находишься в постоянном, будоражащем воображение, поиске. Отправимся вместе в этот увлекательный мир исторического исследования.

Как мы отметили выше, Антонина Графтио родилась 1 октября (19 сентября) 1872 г. в Санкт-Петербурге (переводя дату рождения на новый стиль, она сама ошибочно указывала в анкетах то 2, то 3 октября). В сентябре 1883 г. (это установленный нами факт – Н.К.) Антонина поступила во второй класс частной женской гимназии княгини А.А. Оболенской, которую успешно окончила в 1889 г. (А. Графтио почему-то ошибочно указывала на 1888 г.)

Частная женская гимназия княгини А.А. Оболенской​

Историческая справка. В Петербурге на рубеже ХIХ – ХХ вв. существовало 48 частных женских гимназий. Среди них одной из самых знаменитых была гимназия княгини А.А. Оболенской (Басков пер., 8). Она возникла в 1880 г. из преобразованного частного перворазрядного учебного заведения, основанного в 1870 году. Имела права правительственной гимназии. Была обязана подчиняться правилам, программам и распоряжениям министерства народного просвещения и Петербургского учебного округа. Имела семь классов и дополнительный восьмой – педагогический. Плата за обучение составляла от 100 до 200 рублей в год. Число учениц колебалось тоже от 100 до 200.

Исследователи гимназического образования в России справедливо отмечали, что княгиня А.А. Оболенская создала уникальное для своего времени учебное заведение. Гимназия была детищем передовой, прогрессивной русской интеллигенции. Она содержалась на общественные и частные пожертвования. Одна из учениц отмечала, что руководство гимназии Оболенской «было из людей, примыкавших к «Земле и воле» шестидесятых годов», в ней «училось много детей тогдашних её участников». Возглавлял гимназию выдающийся педагог-дарвинист Александр Яковлевич Герд. Он старался подбирать в штат лучших педагогов. Сам с увлечением преподавал естествознание и был председателем педагогического совета.

Гимназия Оболенской славилась высоким качеством образования. В гимназии учили по расширенному учебному плану и углублённым авторским программам. Они были разработаны лучшими педагогами того времени – А.Я. Гердом, А.Н. Страннолюбским, Ф. Резеном. За основу был принят курс мужских гимназий, но значительно улучшенный. Составители программ считали, что преподавание должно быть поставлено на научную основу, способствовать всестороннему развитию гимназисток.

В женских гимназиях, кроме обычных предметов, преподавались: космография, физическая география, химия, анатомия и физиология растений и животных и даже начала учения Дарвина. Математику преподавала Екатерина Фёдоровна Литвинова – широко образованный педагог, окончившая Цюрихский университет, автор ряда работ о женском образовании, о первой женщине-математике С.В. Ковалевской; физику – бывший народоволец, известный учитель Я.И. Ковалевский. Географию читал опытный преподаватель Александр Осипович Пуликовский, историю – Николай Николаевич Шварсалон.

К счастью, удалось найти и поработать с документами фонда частной гимназии княгини А.А. Оболенской (впоследствии 41-й, а затем 11-й трудовой советской школы; в 1928 г. – 16-й советской школы. Дальнейшую нумерацию школы мы не устанавливали, так как это не входило в задачу нашего исследования).

Исследуемый фонд включал следующие документы: книги учёта учениц за 1873 – 1908 гг.; журналы учениц (1879 – 1895 гг.); книги выдачи аттестатов учащимся (1880 – 1895 гг.); книга документов лиц, служащих при женской гимназии кн. Оболенской (1887 – 1918 гг.); список лиц учебно-воспитательного персонала, разная переписка за 1857 – 1897 гг. Выяснилось, что часть документов, к сожалению, была уничтожена: реестр входящих бумаг (1879 – 1893 гг.), реестр исходящих бумаг (1879 – 1887 гг.), исходящий журнал (1888 – 1903 гг.), счета за 1879 – 1897 гг.

Понять в некоторой степени атмосферу, царящую в гимназии, позволяют правила поведения гимназисток. Приведём наиболее характерные:

1) присутствие учениц на утренней молитве обязательно. Во время молитвы соблюдается безусловная тишина;

2) ученицы должны входить в кассы без шума и не все разом;

3) в классе до прихода учителя не допускаются громкие разговоры;

4) ученицы должны отвечать уроки стоя;

5) записывать объяснения преподавателей можно не иначе, как с его разрешения;

6) при входе начальства и преподавателей ученицы обязаны были вставать;

7) дежурная должна следить за порядком и чистотой в классе;

8) ученицы должны быть в форменных платьях. Ношение украшений не дозволяется. Прически должны быть без напусков и широких бантов. Часы на черном шнурке и никаких украшений. Французские каблуки не допускались. Корсеты не входят в компетенцию классных дам;

9) являться не к первому уроку или отказываться от какого-нибудь предмета разрешается не иначе, как с письменного заявления родителей;

10) присутствие на танцах не танцующих не допускается;

11) после звонка ученицы могут оставлять класс по выходе учителя или с его разрешения, если он остаётся в классе. Ученицы не должны быть в перемену ни в коридоре, ни на лестницах (однако сидеть на скамейках на лестнице разрешается);

12) неудовлетворительное поведение учениц обсуждается на ежемесячных педагогических советах или учительских совещаниях.

Правила для педагогических работников гимназии тоже были направлены на организацию учебно-воспитательного процесса, на поддержание учебной дисциплины:

1) классным дамам всегда приходить к первому уроку. Если последнего урока нет, классная дама не уходит (исключения допускались). Если за отсутствием последнего урока девочек отпускают домой, не предупредив накануне, необходимо записать об этом в их дневниках;

2) отсутствующих отмечать в журнале для английского языка, пения и танцев и для лютеран католического Закона Божия;

3) запирать классы на перемены;

4) раздеваться в раздевалке по классам, вывешивать список завтракающих дома. Не изучающих языки отправлять домой;

5) занятия для свободных часов готовить по мере возможности;

6) отмечать всё указанное в журналах классных дам;

7) дежурить на лестницах, в столовых во время завтрака, в зале – в большую и малые перемены;

8) систематические опоздания учениц записывать в дневнике;

9) обращать внимание на поведение во время молитвы и порядок расположения классов.

Думаю, что читатели, особенно педагоги, сами сделают определённые выводы.

В нашей педагогической среде часто обсуждается вопрос о наполняемости классов. Причём, делаются ссылки на дореволюционную Россию. Но, как оказалось, наполняемость классов в то время была разной и не всегда идеальной, как нам, иногда, кажется. В частной гимназии княгини А.А. Оболенской по окончании 1888/89 учебного года она представляла следующую картину: 1 класс – 12 учениц; 2 кл. – 17; 3 кл. – 27; 4 кл. – 28; 5 кл. – 27; 6 кл. – 33; 7 кл. (выпускной) – 31; 8-й (дополнительный педагогический) – 17 человек. Всего в конце учебного года обучалось 192 гимназистки. Причём, к 1 января 1889 г. выбыло 14, а поступило 5 человек.

Самую большую удачу при работе с выше описанным фондом принесла «Книга выдачи аттестатов и свидетельств», в которой, к счастью, сохранились документы, связанные с учёбой гимназистки Антонины Графтио. Оказалось, что её учебными годами до нас никто не интересовался.

Переходя из класса в класс с хорошими результатами, Антонина подтвердила их по окончании семи классов гимназии на выпускных экзаменах весной 1889 г. Это подтверждают журнал успеваемости, ведомости сдачи экзаменов и её аттестат.

Представляем итоговые годовые и экзаменационные отметки Антонины Графтио за 1888/9 учебный год (7 кл.):

Русский язык: годовая отметка – 4; письменные испытания – 4-; устные испытания – 4-; средний балл – 4.

Математика (арифметика, алгебра, геометрия) – 5; средний балл – 5.

География: годовая – 4+; экзаменационная – 4-; средний балл – 4.

Естествознание: годовая – 5; экзаменационная – 5-; средний балл – 5.

История: годовая – 5-; экзаменационная – 5; средний балл – 5.

Физика: годовая – 5; экзаменационная – 5; средний балл – 5.

Французский язык: годовая отметка – 5; письменные испытания – 5-; устные испытания – 5; средний балл – 5.

Немецкий язык: годовая – 4-.

Общий средний балл – 4,6.

Закон Божий Антонина не сдавала, так как была римско-католического вероисповедания (как и Г.О. Графтио). Запланированный курс «Космография» по какой-то причине не изучался.

Решением педагогического совета от 24 мая 1889 г. Антонина награждена первой серебряной медалью. Аттестат № 203 ей выдан 14 ноября 1889 г. Заметим, что большинство выпускниц получили аттестаты на торжественном акте, она же почему-то не присутствовала в этот день.

И вдруг – неожиданное сенсационное открытие! Антонина Графтио училась вместе с Надеждой Крупской! (Это важное обстоятельство, спасшее Г.О. Графтио от дальнейшего преследования со стороны ВЧК в марте 1921 г. – Н.К.) Она, дочь коллежского асессора Константина Игнатьевича Крупского, православная, поступила в третий класс гимназии в 1881 г. Окончила выпускной седьмой класс в 1886 г.

Вот её отметки при окончательных испытаниях: Закон Божий, естествознание, история, физика – 5; русский язык, математика, география – 5-; французский язык – 5-; немецкий язык – 5; средний балл – 5. Решением педагогического совета от 11 октября 1886 г. Надежда Крупская награждена второй золотой медалью. Аттестат № 129 выдан 14 ноября 1886 г.

Ещё гимназистке Надежде Крупской, как лучшей ученице, разрешили давать платные уроки отстающим в учёбе, поэтому не случайно она осталась для обучения в восьмом педагогическом классе с целью специального изучения математики и русского языка. Отлично окончила его в мае 1887 г. 14 ноября 1887 г. ей был выдан диплом № 163 со званием домашней наставницы (Надо отметить, что многие в то время учились на звание домашней учительницы).

Популярность частной гимназии княгини А.А. Оболенской выходила далеко за пределы Петербурга. И хотя плата за обучение была немалая (180 руб. в год), учиться приезжали даже иногородние. Для них открыли пансион. Осенью 1887 г. в нём и получила место репетитора Надежда Крупская.

Молодой наставнице дали десять учениц, с которыми она работала очень добросовестно и успешно.

В пансионе Н. Крупская проработала два года. В удостоверении, выданном педагогическим советом 20 мая 1889 г., было записано: «домашняя наставница Н.К. Крупская в течение двух лет занималась по вечерам с десятью ученицами гимназии кн. Оболенской, живущими в состоящем при сей гимназии пансионе М.Г. Герстфельд. Успехи её учениц свидетельствуют о выдающихся педагогических способностях её, основательности её познаний и крайне добросовестном отношении к делу».

Надежда Константиновна Крупская писала много лет спустя: «Я до сих пор вспоминаю эту гимназию с добрым чувством. Она дала мне много знаний, умение работать, сделала общественным человеком».

Тот, кто учился в небольших школах (в 1889 г. в гимназии обучалось всего 192 чел.) знает, что воспитанники такого небольшого ученического коллектива, где высок авторитет знаний, сплочены единой целью и хорошо знают друг друга и особенно тех, кто отлично учится.

Кроме того, как мы выяснили, Надежда Крупская ещё в гимназические годы, в период обучения в дополнительном педагогическом классе, а также, работая в пансионе до 1889 г., активно помогала своим подругам в подготовке к выпускным экзаменам. Это тоже делало её известной и уважаемой.

Следовательно, А. Графтио и Н. Крупская были знакомы друг с другом. А школьная дружба, как правило, долговечна и прочна.

После окончания гимназии в 1889 г. Антонина Графтио не осталась в восьмом (дополнительном) педагогическом классе, а сдала экзамены при Петербургском учебном округе на звание учительницы математики. В 1896 г. она окончила бухгалтерские курсы Ф.В. Езерского.

Историческая справка. Фёдор Венедиктович Езерский – известный специалист по бухгалтерским наукам. Редактор журнала «Практическая жизнь». Основатель счетоводческих курсов в Петербурге и Москве.

Таким образом, нами впервые были:

1) проработаны документы частной гимназии княгини А.А. Оболенской, связанные с учёбой гимназистки Антонины Графтио;

2) указана дата поступления в гимназию (сентябрь 1883) и уточнено время её окончания (1889);

3) представлена обстановка, царящая в гимназии;

4) найдены и опубликованы результаты учёбы гимназисток Антонины Графтио и Надежды Крупской на основании изучения классных журналов, экзаменационных ведомостей и аттестата;

5) обнаружен и зафиксирован факт совместного обучения в гимназии Антонины Графтио и Надежды Крупской, который частично объясняет некоторые неясности в биографии Генриха Осиповича Графтио;

6) стало понятным, что в результате учёбы в частной гимназии А.А. Оболенской Антонина Графтио получила не только прекрасное воспитание, но и твёрдые теоретические знания. Не случайно, что Надежда Крупская и Антонина Графтио стали жёнами известных в России личностей.

Изучение небольшого временного отрезка (гимназических лет Антонины Графтио) позволило нам открыть и некоторые факты в становлении Антонины как будущей жены Г.О. Графтио.

Но появилось множество других вопросов. Поэтому исследование биографии жены, друга и личного секретаря Генриха Осиповича будет продолжено.

Николай КАРЕЛИН,
историк

Продолжение следует

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: